Ну раз сказали тарахтеть еще, то сами виноваты

АХТУНГ: помним про сову и глобус.
Я планирую рассказать о хроникальной Лян (Вэй) 403-225 гг. до н.э., а сценаристы САЛ вполне могли поместить свою Лян в гораздо более позднюю эпоху. Если судить по некоторым деталям быта или структуре управления, то, похоже, так и есть, а если по скудным внешнеполитическим фрагментам, то... глобус - фиг с ним, но сова вас не простит 
Но для сути моего повествования это решающего значения, т.к. я говорю не столько о датах, сколько о некоем социальном явлении, которое в определенном смысле все равно сохранилось даже до тех сценарных времен
Начало
ТУТВ прошлый раз закончил я на том, что дорогой товарищ МЧС мог бы свои сальто прокрутить и без Архива. Но нет, не потому, что Архив - нечто лишнее в этой истории, а просто потому, что явление внезапного стратега не пойми откуда в какой-нибудь столице какого-нибудь царства не являлось чем-то необычным, даже несмотря на то, что между беготней Конфуция и очень-очень примерным временем, когда наш МЧС в Цзинлине бисером и крестиком по принцам вышивал, лет прошло...

А всё потому что...
Часть 2.
Кабинетов не хваталочитать дальшеТам мужей ученых издревле хватало, а вот с кабинетами было напряжно. Кабинетный ученый? Ага. Да ты пойди еще найди тот кабинет сперва!
Ладно, МЧСа это не коснулось - уж в Архиве-то приткнуться с кисточкой и книжкой было где, а вот его коллеги крутились, как могли 
В самом начале эпохи западной Чжоу, иероглифом "ШИ" обозначались летописцы-астрологи. Это не по совместительству они работали, просто астрология была неотделима от письменной фиксации событий. Но летописи - это еще что. Писали как подорванные - нам бы так!
То здесь, то там какая-то войнушка, 2/3 населения - крестьяне, но впечатление такое, что оставшаяся треть внезапно вспомнила, что выкладка текстов через двое суток - и это ж бумаги у них еще не было!
В китайском понимании "культура" - это не культ, не верованья и не воинская доблесть даже. Это текст. И знак, и текст, и культура в целом - одно слово, один иероглиф, неделимое понятие: "ВЭНЬ". Человек культурный, соответственно - человек прежде всего начитанный. Ну да, хорошо бы, чтоб считал, писал красивенько, умел по тыкве настучать и песню спеть, и чтоб в приличном обществе в зубах не не ковырялся, но главное, чтоб начитался, понял что прочел и сделал выводы. Ну и, ясное дело, чтоб одним господам начитаться, другие господа строчили...
Я дико извиняюсь, что от ШИ отвлекся, я вернусь к ним скоро, но я просто не могу не.... ну ведь прелесть же... 
«Злодей-последний император из Шань-Инь (Шань-Инь - первая документально зафиксированная династия, предшествовала династии Чжоу) сделал палочки из слоновой кости (рукастый гад), и благородный господин Цидзэ опечалился (аж чаю на ночь не попил!), ибо палочки - предмет простой, и роскошь в нём невместна. (и слоника, сука, жалкооооо....)» Это не Чуньцю, чуток попозже, но вообще там сплошь такая милота... То Великий Юй на пляжике валяется, за крабиками наблюдает, то охотник И по чащам мечется, то колёсных дел мастер горюет, что никак не может передать ученикам свое искусство, и не потому что те - дебилы, а потому, что мастерство держится на его столбе... цыц! Не янском столбе, а столбе энергии Дэ (не спрашивайте, я низнаю
)
И с теологией они не парились особо никогда - если Небо всюду, то чего о нем писать-то, про мясника-собачника ведь интересней (вот я тоже так считаю
).
И ведь вот еще какая штука: унификации-то тоже не было еще. Иероглифы, допустим, отличались не критично, но об устной речи этого не скажешь. Не просто диалекты, а местами разные языковые группы вообще. То есть: кучу народа (ко второй половине Чуньцю их около 20 00000 уже - где там та Европа?!) объединяли письменные знаки, просто потому, что иероглифика не привязана к фонетике языка.
Поэтому ходила туча текстов. Сама собой она по-вашему ходила?
Но Ши - это ж вам не сказители, это вовсе другие болты 
Это прежде историк-астролог мог сидеть себе спокойно и корябать на лопаточных костях, на панцирях, на бронзовых сосудах даже. А потом распалось всё на лоскутки, пришло в движение... Как тут усидишь на попе ровно? Вот и не сидели.
Но самая веселуха началась со второй половины VI в. до н.э., когда в придачу к Чуньцю, еще и эпоха Ста Школ раскручиваться потихоньку начала. Тех философских школ на самом деле было около десятка, просто 100 звучит красивше 
И наш Конфуций, кстати говоря, при жизни вовсе не считался самым-самым - были пораскрученней учения (моисты, школа Имен и др.) Вообще "Конфуцианство" - термин западный, в оригинале - "ЖУ", от глагола "слабый", но это не про связыванье куриц, это про потомков лишившейся власти династии Шань. Но это дебри, мы в них не полезем, а то... 
Итак, китайцы пишут, философствуют, воюют. На заднем плане сеют просо (рис - еще роскошь).
Единых стандартов учености в принципе нет и не будет еще долго, соответственно, ученых дофига
Но книги-книгами, а время-то не мирное. Не умеешь настучать по тыкве - проживешь недолго. А мальчик из хорошей семьи вообще был обязан - вдруг война. Опять.
А Конфуций в это время тихо, люто и коварно... бетил. Прям как я 
Нет, конечно, часть специалистов (в основном китайских) утверждает, что Конфуций написал вот прямо всё - и хронику Весен и Осеней, и Идзин, который Книга Перемен (Идзин - тоже западное название, в оригинале - Чжоу-И), и вовсе накорябал весь канон, всё классическое китайское пятикнижие.
Но другая часть специалистов совсем небезосновательно утверждает, что Конфуций именно отбетил китайский канон. Из вот той огромной тучи текстов, что вокруг бродили, выделил самое годное, отредактировал, дополнил в части хроники Чуньцю, придал особый стиль и форму (то есть бетил в самом деле люто), а потом его ученики дополнили всё это комментариями. А уж совсем потом ученики его учеников раскорячили прокомментированное пятикнижие на тринадцатикнижие, и в эпоху Хань его канонизировали окончательно (сделали финальную вычитку и взяли за основу официальной идеологии). И вообще-то сам Конфуций как бы подтверждал именно эту версию, причем даже в письменной форме:
«Я ничего не выдумываю, я просто любитель и собиратель древностей». Ага, и рЫдактор 
А при чем тут ШИ, в конце концов? А вот при чем.
Нет ШИ придумал не Конфуций - честно-честно 
ШИ - не бродячий книжник, ШИ - бродячий советник-воин. И не только потому что хошь продать мозги - ходи ногами, а драться не умеешь - долго не проходишь, но еще и потому, что в основном аристократы они были. То ли 25-й сын от не пойми какой наложницы и ждать особо нечего, то ли отличился так, что только ноги в руки и осталось, то ли дом пал вообще, то ли тяга к приключениям.... Боевым искусствам их учили с детства, ну хоть как-то, а учили, а продать, кроме мозгов им было просто нечего 
А вот когда Конфуций из родного Лу свинтил, прослойка ШИ пополнилась не хило. Толпа, которая за ним бежала, а потом редела - это мелочи. Когда толпа рассеялась Конфуций заскучал. И стал учить людей за плату без привязки к родовитости. Причем не тех, кого догонит, а школу организовал. Пришел босой - дай 3 полоски вяленого мяса и учись. На колеснице прикатил - другое дело... и учись.
И без боевых навыков по-прежнему никак, да и гармония тела и духа ж... 
А потом ученики учеников и еще + девять школ...
Ну и где, я спрашиваю вас, на всю эту ученую толпу набраться кабинетов? 
Вот и бродили по царствам. Искали...

Еще тарахтеть?
тарахтеть, тарахтеть
Да-да, в таком формате есть шанс это все усвоить наконец. Так что продолжайте тарахтеть.
очень понравилось
Еще тарахтеть? О, ДА!
Спасибо!
Упомянутая в тексте школа Ста Имен на самом деле называлась школой Имен (Миндзя).
Исправила.
Это меня по аналогии со ста школами переклинило, видать
боже какая чудесная картина!
И вообще помимо того, что интересная инфа, и пишешь очень клево. Именно что дебри подаются понятно и с огоньком.
Спасибо!
И пиши ещо.
Мне еще слишком много рассказать охота, так что продолжение неизбежно, тут главное - не пытаться рассказать всё сразу